Какой бизнес выбрать?
О том, как открыть свое дело и стать предпринимателем, я уже писал в одной из своих прошлых статей. Сегодня я хотел бы подробнее остановиться на вопросе, которым задается практически любой предприниматель: какой бизнес выбрать? Т.е. в какой именно нише открыть свое дело?
Поиск волшебной таблетки
В Интернете существует огромное количество сайтов, посвященное бизнес идеям. Люди не знают, какой бизнес выбрать, и постоянно ищут «чудо-идею». Однако, важно понимать, как устроена конкуренция: даже если какая-то идея у вас и выстрелит, то другие мгновенно начинают ее копировать. У вас будет не более полугода успеха, после чего начнут появляться конкуренты. Скажу больше: если вас копируют, то это замечательно. Значит, вы хорошо работаете. Причем эта схема работает независимо от того, в маленьком городе вы живете или в большом.
Пример 1. Вспомним первые суши-шопы. К ним стояли целые очереди, потому что суши там были чуть дешевле, чем в кафе. Но спустя какие-то год-два их стало столько, что теперь они практически поголовно пустуют и занимаются демпингом цен. В результате не зарабатывает никто. Точнее, только те, кто вкладывает в это душу, а не только деньги.
Пример 2. Другой пример — батутный центр. Та же картина, только появилась эта история чуть позже суши-шопов. Судя по тенденции, скоро их станет столько, что выживут только сильнейшие.
К чему я клоню? — Все просто. Панацеи не существует. Волшебная бизнес идея живет внутри вас самих. Абсолютно у каждого человека есть какие-то интересы. Спросите себя — что нравится именно вам? Кроме вас, никто не ответит на этот вопрос. Напишите ваши интересы на листе бумаги. Из этих предметных областей и выбирайте.
Предприниматель или инвестор
При открытии бизнеса возможны два варианта развития событий:
- Вы открываете бизнес и планируете сами заниматься оперативным управлением;
- Вы выступаете только как инвестор, а управленца нанимаете.
Рассмотрим каждый вариант отдельно.
1. Какой бизнес выбрать, когда вы и собственник, и управляющий?
Ответьте на три вопроса:
- Нравится/интересна ли вам эта предметная область?
- Компетентны ли вы в ней?
- Есть ли в этой нише конкуренция, а следовательно, деньги?
Если на все три вопроса вы ответили утвердительно, то можно начинать. 😉 Поясню по каждому пункту.
Интерес
Если ниша вам не нравится, и вы беретесь за дело только ради денег, то ничего хорошего в перспективе из этого не выйдет. В бизнесе важны не только инвестиции, но и энтузиазм самого предпринимателя. А интерес к конкретной сфере напрямую будет влиять на ваш энтузиазм, увеличивая его и придавая вашей деятельности смысл и… идейность, если угодно.
Я достаточно насмотрелся на предпринимателей, которые занялись, например, стройкой только из-за того, что там большие бюджеты. Скажу честно — эти люди, может, и зарабатывают, но они не создают впечатление счастливых людей.
Компетентность
Этот пункт очень желателен. С ним вам будет гораздо легче получить конкурентное преимущество на рынке. Однако, если вы некомпетентны в самой предметной области, то не стоит расстраиваться, и вот почему.
Во-первых, при наличии желания и интереса, человек может освоить новую компетенцию в довольно короткий срок.
Во-вторых, любой бизнес включает в себя множество процессов:
- контроль финансов;
- юридическая сторона;
- маркетинг;
- продажи;
- развитие;
- управление персоналом и т.д.
Я уверен, что хоть в чем-то из вышеперечисленного вы будете компетентны. Вот это и возьмите на себя в новом деле, а остальное делегируйте. В общем, с этим ясно. Идем дальше.
Конкуренция
Ее не стоит бояться. Для вас это должно быть сигналом к тому, что в этой нише зарабатываются деньги. В противном случае возможны два варианта: либо там вообще не заработать, либо, как я уже писал выше, конкуренция появится практически сразу после вашего успеха. Если кратко, то без повторения бизнеса нет бизнеса. Это нормально. Главное — вооружиться предыдущими двумя пунктами. 🙂
2. Какой бизнес выбрать, когда вы инвестор?
В этом случае самым важным звеном будет ваш управляющий/партнер. Ведь даже самые лучшие бизнес идеи ничего не стоят, если нет людей, которые эти идеи смогут реализовать. Поэтому здесь я бы посоветовал отталкиваться не от своих идей, а от бизнес-идеи и личности вашего управляющего, которому предстоит воплощать ее в жизнь.
Поэтому вопрос: «Какой бизнес выбрать?», — в данном случае, я бы перефразировал так: «Где найти такого партнера/команду, в которого можно вложить деньги и приумножить их?».
Существуют, конечно, уже упакованные идеи (франшизы), которые также можно использовать. Про них вы можете почитать в моей статье «Что важно учесть, если вы собрались купить франшизу». Там я рассказываю про свой опыт работы по франшизе.
Про то, как оценить эффективность ваших инвестиций, читайте в этой статье.
Желаю вам успехов в выборе бизнеса, но не спешки!
Комментарии